Есть ли у меня проблема?
Часто человек испытывает сомнения, есть ли у него проблема. Не сочтет ли специалист его жалобы смешными.
Поэтому в двух словах о том, что в problem solving считается проблемой?
Начнем с главного. То, что в медицине называется неврозами, в problem solving принято расценивать как проблему. На первый взгляд попахивает ересью. Однако давайте поразмышляем.
А вот еще пример — обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Человек совершает ритуалы, например, перед сном заглядывает под все углы матраца. Причем в определенной последовательности: южный, северный, западный, восточный. Если он этого не сделает, не заснет. Как это выглядит со стороны? А теперь поднимите руки те, кто никогда не совершал ритуалов. Например счастливая рубашка для сдачи экзаменов, избегание черных котов, счастливые числа и прочее. Так чем невротик отличается от не невротика?
В problem solving сам этот вопрос считается некорректным. Не невротик, а человек с проблемой. Это тот, кто теряет контроль над некоторыми своими психическими явлениями. В первом примере из-под управления ускользнула тревога, во втором – ритуалы. А еще человек может потерять контроль над гневом, ревностью, чувством вины, подавленности и даже контролем (проблема перфекционизма).
Соответственно, в problem solving не лечат невроз, а помогают человеку решить проблему, то есть вернуть способность управления в той сфере, где она была утрачена. Образно выражаясь, «обуздать своего тигра».